Николай Гаврилов

Специалист по технической системе безопасности Terra-Security

27.01.2020
Безопасность в ритейле Воровство

Воровство в супермаркетах: как бороться с шоплифтерами

Содержание

    Каждый год российские ритейлеры терпят миллионные убытки из-за магазинных воров. Правда, они называют себя шоплифтерами, но суть от этого не меняется. Шоплифтеры работают в продуктовых супер- и гипермаркетах, магазинах брендовой одежды, бытовой техники, бутиках косметики. За один заход они могут вынести что угодно: от шоколадки до ветровки европейского бренда стоимостью в несколько десятков тысяч рублей. О том, кто занимается магазинным воровством сегодня, как это делается и как с этим бороться, поговорим в статье.

    Кто такие шоплифтеры

    Согласно исследованию компании BIT, 78% пойманных магазинных воров в 2018 году – мужчины. При этом 60% от общего числа выявленных шоплифтеров находятся в возрасте от 18 до 35 лет. В подавляющем большинстве случаев шоплифтер не имеет постоянного источника дохода и ранее был замечен в совершении противоправных действий. Более чем в 30% случаев он находится в алкогольном опьянении.

    По той же статистике 77% краж в продуктовых магазинах приходится на долю мужчин. В парфюмерных бутиках закономерно больше работают женщины – их 78%.

    Всех магазинных воров можно разделить на следующие категории:

    • Любители. Такие магазинные воришки крадут какую-нибудь мелочь, да и то по привычке и только, если она им действительно нужна.
    • Клептоманы. Люди с психическим заболеванием – болезненной тягой к воровству. Как утверждают психиатры, после удачной кражи клептоманы испытывают чувство стыда. Они стараются скрыть свой поступок.  
    • Шоплифтеры. Это те самые школьники и студенты, которые начали воровать в продуктовых магазинах с пачки сигарет или бутылки газировки и затем переходят на дорогие сыры с плесенью и другие деликатесы. Такие воришки чаще всего воруют ради получения определенных эмоций. 
    • Представители неблагополучных слоев. Это могут быть бездомные или наркоманы. Часто у них просто нет денег, чтобы купить жизненно необходимые вещи, например, еду. Этих людей на воровство толкает сама жизнь.
    • Профессионалы. Это самая немногочисленная категория магазинных воров, но при этом и самая опасная. Нередко профессиональные шоплифтеры заходят в магазин толпой и за раз могут нанести бизнесу ущерб в десятки тысяч рублей. У них свои хорошо отработанные схемы выноса дорогих товаров, специальные приспособления. И такие воры быстро адаптируются ко всем изменениям в системах безопасности. Как правило, они воруют фирменную одежду и дорогие продукты, чтобы перепродавать. 

    Также можно выделить людей, которые не занимаются магазинными кражами постоянно, но теоретически готовы украсть что-то при удобном случае. Например, если во всем супермаркете неожиданно выключили свет. Но такие покупатели практически безопасны для бизнеса.

    В случае с подростковым воровством психологи говорят, что на это молодых людей может толкать возрастной кризис и проблемы в семье. Многие школьники и студенты со временем перерастают эту привычку. Лишь некоторые из них в дальнейшем становятся профессионалами.

    Способы совершения магазинных краж

    Шоплифтеры разных стран придумали множество приемов, позволяющих вынести определенные товары. Наиболее популярными техниками магазинных краж являются:

    • Снятие магнитных датчиков с одежды. Это делается в примерочной или прямо в торговом зале. Во втором случае снятый датчик просто подкидывается в карман соседней вещи. Удаляют его при помощи отвертки или лезвия. Также воры используют постоянные неодимовые магниты для размагничивания датчиков. После снятия вещь проверяется на наличие тонких магнитных полосок.
    • Скрытие дорогого товара под другими. Например, в строительном магазине шоплифтер может положить дорогую плоскую вещь под крупные, тяжелые товары на дно тележки. Перед этим с товара снимаются все метки. На кассе у продавца не возникнет желания поднимать все тяжелые вещи. Поэтому с тележкой и вынесенным товаром можно идти до машины.
    • «Медный палец». Палец обматывается медной фольгой. Когда воришка выносит из магазина товар, он прячет его в карман и там прикрывает магнитную метку тем самым пальцем. Из-за этого датчик не может прочитать сигнал. 
    • Отклеивание меток с продуктов. Это происходит прямо в зале и даже перед камерами. Воришка делает вид, что изучает товар или его состав. При этом он избавляется от меток.
    • Отвлечение внимания. Работает в компаниях, когда одни отвлекают охранников и сотрудников, а их коллеги крадут вещи. Для привлечения внимания шоплифтеры могут устроить подобие потасовки, ссоры или просто вести себя неадекватно.
    • Подбрасывание метки другому покупателю. Способ отвлечения внимания. Пока другого человека будут проверять, шоплифтер спокойно вынесет все, что ему нужно.
    • Отвлекающая покупка. Старый и очень простой способ, когда шоплифтер покупает что-то дешевое, но выносит при этом дорогие товары. У кассиров срабатывает психологический механизм, благодаря которому с вора автоматически снимаются любые подозрения, так как он расплатился. 
    • «Вещь в кармане». Прием работает в гипермаркетах, где в одном зале находится сразу много разных товаров. Вор может купить, например, ветровку, но в ее карман при этом положить что-то дорогое и мелкое. Это может быть банка черной икры.
    • Возврат товара. При этом шоплифтер может набирать прямо под камерами полную сумку товаров. Сделав пару кругов по залу, он якобы понимает, что они ему не нужны и выкладывает все назад на полки. Однако при этом вор оставляет себе какой-то дорогой товар.

    Как бороться с шоплифтерами

    Отличным решением в борьбе с шоплифтерами является система распознавания лиц. Идентификация личности происходит за доли секунды, как только человек вошел в торговый зал. Точность распознавания – 99%. 

    Система связана с облачной базой данных, в которой находятся фото всех когда-либо пойманных магазинных воров. При этом хранилище информации единое для всех пользователей системы. Это значит, что шоплифтер, ранее задержанный, например, в парфюмерном магазине, будет узнан в продуктовом супермаркете другой сети. Как только это происходит, сотрудники службы безопасности моментально получают оповещения на телефон в виде СМС и сообщений в мессенджер.

    putevoditel-ekosistema-tehnicheskoi-bezopasnosti
    Путеводитель
    Как добиться высокого индекса защищенности через комплексное внедрение всех систем безопасности?

    Скачав наш путеводитель "Экосистема технической безопасности", Вы узнаете какого результата можно достигнуть внедрив экосистему в своей организации.

    Скачать

    Подписаться на блог

    Подпишитесь на блог, чтобы быть в курсе свежих новостей

    Появились вопросы?

    Задайте их нашему эксперту и получите ответ в течение 30 минут

    yuliya-prokofeva Юлия Прокофьева Специалист Terra-Security